Плавание – это здорово!


Здоровый образ жизни и спорт – неотделимые понятия. Один из видов спорта, плавание, как раз и является достойным помощником в деле сохранения и укрепления здоровья. В декабре 2012 года наш фонд финансировал обучение плаванию 20 воспитанников Азовского детского дома. Для нас – это участие и поддержка проекта «Формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортивно-физического воспитания в условиях детского дома». Выдающиеся педагоги Азовского детского дома, во главе с директором Байер Еленой Александровной, уже много лет трудятся и создают новую педагогическую систему. Результат этой работы – счастливые жизни детей, которые уже выросли и вышли из детского дома здоровыми, сильными, жизнестойкими, получают высшее образование и хотят создать свои семьи!


Все подробности о детском доме г. Азова вы можете посмотреть на сайте: detdomazov.ru


.
.





Журнал "НЕ закрывайте двери"



"Спортизированное физическое воспитание как систематизирующий фактор проектирование педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот"

 

Байер Елена Александровна,

кандидат педагогических наук,

директор ГКОУ РО детский дом г. Азова

 

Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей-сирот в России является спортизация детских домов. Использование принципиально нового подхода формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания открывает новые перспективы совершенствования и усиления воспитательной работы в условиях детского дома. Результатом такого преобразования в методике физического воспитания детей-сирот, выступают темпы прироста показателей их физической подготовленности, физического развития, а также своевременной коррекции и развития психологического здоровья и, как конечный продукт, успешная адаптация детей-сирот после выпуска из детского дома.

Спортизированное физическое воспитание в отличие от традиционного физического воспитания позволяет активно использовать в качестве главного педагогического средства занятия спортом. Оздоровительная и спортивная тренировка нацеливают детей-сирот на возможность преодолевать трудности, воспитывать такие качества характера как воля, стойкость, дисциплинированность. Участие в соревнованиях также потребует преодоление страха, проявление стойкости, волю к победе. Учитывая результат предварительного эксперимента, именно физическая культура и спорт позволяют детям-сиротам в условиях детского дома приобрести опыт выживания в экстремальной деятельности, научит их принимать правильно решения в своей жизни.

Н.Н. Каргин и С.Ю. Тюленьков обращают внимание на то, что спорт – это, пожалуй, «единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте». И это определяет ряд важных аспектов социально-психологического значения спорта для социализации детей-сирот.

Во-первых, активное участие в социальной жизни предполагает определенную ответственность, что важно для развития самосознания.

Во-вторых, дети-сироты, включенные в активную социальную (спортивную) деятельность, менее всего подвержены случайным влияниям, их поведение более управляемо. Кроме того, занятия спортом формируют такие качества личности, развитие которых в иных сферах социальной деятельности затруднено. Некоторые из них (например, настойчивость и упорство), конечно же, могут формироваться и в других сферах деятельности. Но особенность состоит в том, что спортивная игра в силу природы, как и всякая другая игра, «является средством обучения различным социальным ролям и моделям поведения». Наконец следует учитывать также, что «набор определенных качеств, приобретенных в процессе занятий спортом, может быть перенесен и использован в любой другой социальной деятельности.

При проектировании педагогической системы формирования жизнестойкости мы опирались на системный подход, где системообразующим фактором являются физическая культура и спорт.

В связи с этим можно сформулировать первый общий принцип организации новой педагогической системы: форма организации и технология процесса физического воспитания детей-сирот должны обеспечить как можно больше возможностей для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.

Известно, что наиболее эффектным способом преобразования физического потенциала человека является тренировка как целенаправленно организованный процесс адаптации организма детей-сирот к физическим нагрузкам необходимого объема, нужной интенсивности и методически грамотного подбора содержания используемых для этого физических упражнений. Вместе с тем необходимым элементом любого тренировочного процесса является постоянное освоение занимающимися новых двигательных действий и их совершенствование, т.е. моторное обучение.

Таким образом, второй принцип проектирования педагогической системы - принцип обязательности использования технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки при организации физической и спортивной подготовки детей-сирот, их физкультурного и спортивного воспитания. Становится понятной необходимость такой формы организации процесса спортизированного физического воспитания, которая обеспечила бы возможность развития процессов адаптации к физическим нагрузкам, дифференцированной в соответствии с сенситивными периодами, индивидуальными и типологическими особенностями занимающихся, их установками, мотивами, интересом к тому или иному виду спортивной или физкультурной деятельности.

Детский дом, по определению, не может претендовать на соответствие этим требованиям и условиям, прежде всего по тому, что форма организации образовательного процесса предусматривает только соответствие детей-сирот одному и тому же календарному возрасту, как правило, не совпадающему с биологическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не может быть в детском доме и совпадений психологического статуса детей-сирот в сфере физкультурной или спортивной деятельности. Поэтому, по крайне мере в том, что касается создания более или менее однородных общностей детей-сирот по вышеупомянутым признакам, представляется целесообразным объединить детей-сирот, близких по интересам в сфере физкультурной, спортивной или оздоровительной деятельности, по потребностям и уровням притязаний, а также по потенциальным перспективам их физического совершенствования в отдельные коллективы-группы, занимающиеся по экспериментальной программе.

К числу ведущих тенденций спортизированного физического воспитания в условиях детского дома относится усиление образовательной направленности. В первую очередь имеется в виду повышение физкультурной грамотности детей-сирот, формирование и углубление их знаний о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности, телосложении, о различных средствах воздействия на них и методике использования этих средств, о здоровом образе жизни, его компонентах и путях формирования и т.д.

Основная цель педагогической системы заключается в том, чтобы инновационная технология спортизированного физического воспитания была направлена на становление спортивного стиля жизни, как в условиях детского дома, так и вне его. В этой связи физическое воспитание выступает как организующая воспитательная форма, формирующая жизнестойкую личность детей-сирот.

Первоочередными задачами является, как мы выяснили, приобщение детей-сирот к системе культурных ценностей физкультуры и спорта. А это систематические занятия спортом, оздоровление (сохранение и укрепление психологического и физического здоровья), физическое совершенствование (формирование определенных физических качеств, двигательных умений и навыков) физического состояния и нравственно-волевой сферы, а также выявление, отбор и подготовка юных спортсменов, способных успешно выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня.

Согласно инновационным подходам, подчеркивается необходимость сместить акцент на решение задач новой педагогической системы оздоровления, укрепления психологического и физического здоровья детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома.

Такая форма организации должна обеспечить условия для интенсификации физической подготовки детей-сирот и развития у них спортивного стиля жизни, ориентированного на поддержание оптимального уровня здоровья и физических кондиций, физического и духовного самосовершенствования с формированием жизнестойкости личности детей-сирот, умеющих адаптироваться в быстро меняющемся социуме. В условиях детского дома процесс реализации технологии спортизированного физического воспитания невозможен без обоснованного, мобильного практического использования в образовательном процессе.

Вывод. В настоящее время в системе управления физическим и спортивным воспитанием школьников все большее распространение получило моделирование различных сторон учебно-воспитательной деятельности, что

позволяет правильнее и на более высоком организационно-методическом уровне определить направление и содержание физкультурно-спортивной деятельности, повысить эффективность работы по укреплению здоровья, физического развития и приобщению детей к спортивному стилю жизни.

Основные функции и принципы технологии спортизированного физического воспитания на основе деятельности спортивного клуба детского дома

В 1990 году ученым В.И. Столяровым разработана и внедрена комплексная и гуманистически ориентированная модель спортивного клуба, которая охватывает самые различные группы населения, в рамках разработанного им проекта под названием «СпАрт».

Главной задачей спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей и подростков. В связи с этим необходимо создание доступных детских спортивных клубов при всех детских домах, задачей, которых является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей-сирот.

Мы выделили следующие основные функции технологии спортизированного физического воспитания на основе деятельности спортивного клуба детского дома: образовательную, воспитательную, оздоровительную, социализирующую, культурно-просветительскую, развивающую, коммуникативную, нормативную, информационную.

Образовательная функция заключается в том, что процесс реализации технологии спортизированного физического воспитания направлен на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности по овладению основами физкультурно-спортивной деятельности. Это значит, что в процессе спортивного воспитания дети-сироты должны получать необходимые фундаментальные сведения по спортивной культуре, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что дети осознают объем и структуру своих знаний и умений, научатся ими оперировать в повседневной жизни. Под умениями же нужно понимать владение способами спортивной деятельности, способность применять полученные знания на практике.

Воспитательная функция заключается в формировании системы взглядов на мир, спортивных качеств личности, прямоты, откровенности, честности, внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам, прежде всего к себе, критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело, а также потребности личности в физкультурно-спортивной деятельности и ценностной мотивации.

Оздоровительная функция выражена преимущественно в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется для удовлетворения индивидуальных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Социализирующая функция отражает перспективы, возможности гармонического развития личности в обществе (гражданское, нравственное, трудовое, умственное, физическое, эстетическое и др. воспитание).

Культурно-просветительская функция заключается в активном формировании духовной культуры, в побуждении к духовному творчеству; характеризует потребность занимающихся в получении удовлетворения от собственной деятельности по формированию спортивных качеств личности, осознания красоты человеческой личности как неотъемлемого компонента эстетического восприятия действительности.

Развивающая функция обозначает, что в процессе обучения, усвоения знаний, происходит развитие индивида во всех направлениях: развитие мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности. Данная функция сказывается на выборе мотивов поведения и деятельности, в формировании собственных человеческих качеств, характера.

Коммуникативная функция направлена на выработку у школьников системы ценностей, предполагающих возможность широкого общения в обществе; стимуляцию творческой активности, способности к духовному росту как средству и методу предупреждения и устранения стрессовых ситуаций в личной и общественной жизни.

Нормативная функция поддерживает равновесие в системе физкультурно-спортивной деятельности. Регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются между педагогами и детьми, занимающимися в условиях школьного спортивного клуба. Нормы физкультурно-спортивной деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, на обеспечение их сотрудничества и достижение целей в области спортивного воспитания детей.

Информационная функция играет важную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о физическом и спортивном воспитании детей, о возможностях и путях его улучшения. Духовные и материальные ценности, создаваемые в области как физического, так и спортивного воспитания, являются носителями существенной информации о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств и функциональных возможностей организма. Поэтому информационная функция тесно связана со всеми функциями воспитания.

Разработанная новая педагогическая система развития физической культуры и спорта базируется на принципах, разработанных ведущими специалистами в области физического воспитания, спортивной культуры

Одним из ведущих является принцип гармоничного развития личности детей-сирот. В процессе специально организованной двигательной активности дети-сироты осваивают интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, коммуникативные ценности физической и спортивной культуры.

Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности реализуется в процессе освоения ценностей физической и спортивной культуры, в коллективных занятиях малых групп, в условиях индивидуальной и коллективной форм, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Создаются модели единства соперничества для достижения целей отдельной личности и коллектива (без конфронтации). Детский спорт рассматривается как пространство деятельностной социализации личности ребенка, обеспечивающее естественные условия формирования его социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать. Имея социальный статус школьника, ребенок приобретает еще один – юного спортсмена.

Принцип свободы выбора заключается в том, что ребёнок вместе со своим воспитателем свободно выбирает вид спорта для занятий в спортивной секции и имеет право перехода в другую секцию.

Принцип «успех порождает успех». В любом действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Принцип сознательности и активности. Данный принцип в тренировочном процессе достигается путем выполнения ряда педагогических требований: объединение двигательной и умственной деятельности детей-сирот в процессе занятий избранным видом спорта; нацеливание занимающегося на достижение положительного результата; обретение самостоятельности в выполнении двигательных заданий; обеспечение новизны в содержании занятий.

Ответственность за свое здоровье. У каждого ребенка необходимо формировать ответственность за свое здоровье.

Организационно-методический компонент основывается на особенностях деятельности спортивного клуба - детского клуба и включает в себя следующие элементы: клуб как основная форма организации спортизированного физического воспитания, спортивную ориентацию, секционную деятельность, спортивно-массовую деятельность, инструкторско-судейскую деятельность, соревновательную деятельность.

Результативно-оценочный компонент позволил определить эффективность созданной модели с помощью разработки соответствующих критериев и показателей, учитывающих специфику деятельности спортивного клуба детского дома и образующих представление о динамике происходящих изменений в личности детей-сирот.

Обеспечение процесса развития спортизированного физического воспитания невозможно без обоснованного, мобильного для практического использования критериально-оценочного аппарата, позволяющего определить уровень сформированности жизнестойкой личности в зависимости от его индивидуальности, стартовой подготовки и возможности в дальнейшем контролировать повышение этого уровня в ходе формирующих мероприятий.С этой целью нами были разработаны педагогические индикаторы, определяющие уровень личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот.

Выводы. Таким образом, результатом реализации спортизированного физического воспитания на основе деятельности спортивного клуба в условиях детского дома являются такие показатели, как;

- знания в области спорта, отношение к физкультурно-спортивной деятельности,

-физическая подготовленность, спортивный стиль жизни, потребность в спортивной деятельности, мотивация к получению образования.

-социальный престиж детского дома, который заключается в успешности выступления спортивной команды детского дома в первенствах города, количественных показателях занимающихся в секциях при спортивном клубе и высокой социальной адаптации детей-сирот после выпуска из детского дома.

Структура и содержание деятельности спортивного клуба «Олимп» детского дома как основной формы организации спортизированного физического воспитания.

Спортивный клуб детского дома «Олимп» объединяет воспитателей, тренеров-преподавателей, а также детей-сирот и выпускников.

Спортивный клуб начинается с развития массового спорта в условиях детского дома, вовлечения детей-сирот во внеурочную организованную физкультурно-спортивную деятельность, создания дополнительных возможностей для социализации детей-сирот в социуме после выпуска из детского дома.

Цель клуба - формировать позитивное отношение к ценностям спорта, создавать и активно использовать образовательный и воспитательный ресурс детского дома в качественной подготовке детей-сирот к социальной адаптации средствами физической культуры и спорта.

Целостность организованного образовательного процесса осуществляется деятельностью основных структурных подразделений клуба. Основываясь на выше изложенное, мы предприняли попытку разработать структурное построение технологии спортизированного физического воспитания в условиях детского дома на основе спортивного клуба «Олимп».

Общее педагогическое руководство деятельностью спортивного клуба «Олимп» осуществляет директор, организационное и методическое руководство - спортивный педагог детского дома.

Клуб имеет название, эмблему, книгу спортивных рекордов и музей славы. В книге спортивных рекордов отображаются достижения детей-сирот в соревнованиях различного уровня. В музее славы располагаются кубки, медали, грамоты.

На собрании представителей групп спортивного клуба ежегодно избирается совет из пяти-девяти человек (председатель, его заместитель, секретарь, председатель коллегии судей и члены клуба), который непосредственно руководит его работой. Между членами совета распределяются обязанности по руководству комиссиями: спортивно-массовой работы, хозяйственной, комиссиями по пропаганде физической культуры и спорта, подготовке общественных инструкторов и судей и др.

Совет клуба один раз в году отчитывается перед конференцией представителей групп. Свою работу совет организует с помощью представителей групп и спорторгов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в воспитательных группах.

На общем собрании утверждены Устав (Приложение), положение (Приложение), программа (Приложение), организационная структура клуба, избран совет клуба, а также определены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Совет клуба совместно со спортивным педагогом принимает участие в разработке календарного плана физкультурно-массовых, спортивных, просветительских мероприятий в классах, анализирует и совершенствует методику проведения практических совместных физкультурно-оздоровительных занятий, занятий-бесед, дискуссий, вносит предложения по улучшению материально-технического, методического обеспечения педагогического процесса детского дома.

Задача актива - вовлекать детей – сирот в регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, популяризировать различные виды спорта.

Председатель и его заместитель организуют работу совета клуба, поддерживают связь с администрацией детского дома, педагогическим коллективом, отвечают за воспитательную работу среди членов клуба. Медицинские работники ведут просветительскую работу и осуществляют контроль физического состояния здоровья детей. Воспитатель помогает реализовать программу деятельности клуба, оказывает действенную помощь по организации физической активности и пропаганде спортивного стиля жизни детей в группе.

Определено содержание деятельности совета по формированию жизнестойкости детей-сирот, основанное на следующих положениях:

1. Совет совместно со всеми заинтересованными субъектами учебно-воспитательного процесса планирует, организует и проводит следующие формы физкультурно-спортивной деятельности в условиях детского дома:

- утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные игры, спортивные занятия в группе;

-программа коррекции психологического и физического здоровья детей-сирот средствами физической культуры в условиях детского дома;

- внутригрупповые и внутри детского дома соревнования, товарищеские спортивные встречи с другими детскими домами, туристические походы и экскурсии, спортивные праздники и фестивали;

- организует постоянно действующие спортивные секции для детей-сирот;

- проводит показательные выступления ведущих спортсменов школы, детского дома, города;

- формирует сборные команды от детского дома для участия в соревнованиях более высокого ранга (городских, областных, краевых соревнования);

-посещает школьные спортивные секции по избранному виду спорта, тем самым защищает честь своей школы на городских соревнованиях;

-посещает детские юношеские спортивные школы города (высшего резерва).

2. Совет клуба ведёт консультационную, образовательную, разъяснительно-пропагандистскую работу с детьми-сиротами и воспитателями, педагогическими работниками и другими заинтересованными субъектами учебно-воспитательного процесса.

Выводы: Формы работы с детьми-сиротами в контексте клубной деятельности позволяют учитывать социально-психологические особенности развития детей-сирот, психологический климат воспитательных групп, что оказывает наибольшее влияние на организацию и методику работы клуба. Тем самым деятельность спортивного клуба обеспечивает возможность интегрировать усилия всех заинтересованных субъектов для формирования спортивного стиля жизни, мотивацию и потребность к спортивной деятельности детей-сирот в условиях детского дома.

Организационно-методические компоненты деятельности спортивного клуба «Олимп».

Одним из элементов организационно-методического компонента модели является секционная деятельность. Она включает в себя теоретическую, специальную, техническую и тактическую подготовки, самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, ведение паспорта «Здоровья».

Спортивная секция детского дома должна способствовать решению совокупности социально значимых задач как в области приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового и двигательно-активного образа жизни, так и в области подготовки спортивного резерва в конкретном виде спорта.

Определена стратегическая цель спортивных секций детского дома - гуманистически ориентированная социализация детей через спортивную деятельность, а также разработаны основные задачи её функционирования:

- рациональное использование свободного времени;

- укрепление здоровья и профилактика заболеваний;

- разностороннее физическое развитие;

- формирование спортивного стиля жизни;

- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;

- повышение уровня спортивного мастерства;

- стремление к повышению спортивных результатов.

По мнению ряда авторов (Н.П. Аникин, 1971; П.З. Сирис, 1971; Ф.П. Суслов, 1979; А.К. Марков, 1980), спорт – это удовольствие для детей, которое они получают от спортивных занятий. Организованный спорт охватывает многие аспекты тренировочной деятельности и удовольствие, определенное детьми, должно быть внедрено в тренировочный процесс. Несомненно, общий климат тренировочного занятия, создается, прежде всего, спортивным педагогом. Чтобы добиться успеха в подготовке юных спортсменов спортивный педагог должен:

- способствовать в развитии стремления юных спортсменов к совершенствованию;

- разрабатывать тренировочные программы, ориентированные на реальные и прогрессивные цели;

- позитивно оценивать достижения спортсменов;

- уважать своих спортсменов, добиваясь и уважения к себе;

- убеждать спортсменов, что достигнутые в соревнованиях успехи - это результат их отношения к тренировкам;

- показывать личный пример - быть моделью поведения;

- ровно относиться ко всем, не выделяя лучших и худших;

- повышать уровень своего образования, быть в курсе спортивных новостей.

Необходимым условием в работе спортивных секций при спортивном клубе детского дома является ведение занимающимися паспорта «Здоровья». Самоконтроль занимающегося – важный элемент формирования личной культуры в учебно-тренировочном процессе. Регулярный самоконтроль не только обеспечивает оперативно-текущую оценку юным физкультурником своего состояния, но и выполняет важную воспитательную функцию, приобщая детей-сирот к самым основным элементам спортивной культуры – сознательному отношению к тренировке, творческому осмыслению ее результатов, формированию убежденности в объективной успешности и полезности регулярных, систематических спортивных или физкультурных занятий.

Большое значение имеет организация и планирование учебно-тренировочной работы, в особенности перспективное планирование подготовки юных спортсменов.

В перспективный план включаются важнейшие данные, опираясь на которые можно правильно составлять годичные планы. Основные разделы перспективного плана: краткая характеристика группы, цель и основные задачи по этапам, спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, педагогический и врачебный контроль.

Основными документами, с помощью которых спортивный педагог и спортсмен осуществляют учет показателей тренировочного процесса, являются журнал тренера и дневник тренировки и самоконтроля спортсмена. В этих документах должно быть отражено:

1) количество тренировочных занятий и соревнований;

2) время, затраченное на общую физическую подготовку;

3) время, затраченное на специальную физическую подготовку;

4) время, затраченное на техническую и тактическую подготовку;

5) объем применения основных тренировочных средств.

По истечении каждого месяца и года тренер и спортсмен должны суммировать и подвергать анализу данные об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок, овладении учебным материалом.

Выявлены отличия секции детского дома от секций в спортивных школах, к которым относят:

- необходимость записывать в секцию всех желающих, даже если по результатам спортивной ориентации для них рекомендованы другие виды спорта, невозможность отсева малопрогрессирующих детей;

- необходимость проводить занятия одновременно с детьми разного уровня физической и технической подготовленности;

- необходимость участия занимающихся во всех формах физкультурно-спортивной работы детского дома.

Физкультурный досуг состоит из праздников, фестивалей, спортивных выходных, посещения соревнований команд высокого уровня.

Обязательным условием в деятельности спортивного клуба детского дома является система соревнований.

Еще первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко указывал, что соревнования – наиболее привлекательная сторона в занятиях спортом. Участвуя в соревнованиях, ребёнок ставит задачу или победить, или показать как можно более высокий для себя результат. Это требует максимального напряжения физических и психических сил, самостоятельности в выборе способов борьбы с противниками и в то же время умения взаимодействовать с партнерами по команде, оказывать друг другу необходимое содействие. Правила спортивной этики и эстетики требуют от соревнующихся честности в соблюдении правил соревнования, уважения друг к другу.

Соревновательная деятельность складывается из следующих соревнований:

- первенства детского дома;

- первенства города;

- первенства области;

- первенства юга России.

Можно выделить основные требования к системе соревнований в условиях детского дома:

1. Спортивные соревнования необходимо проводить по тем видам упражнений, которые указаны в государственной программе по физическому воспитанию, а также по наиболее массовым видам спорта, которым посвящена клубная работа.

2. Соревнования следует назначать в такие сроки, чтобы дети-сироты имели возможность подготовиться к ним. Проведение внеплановых соревнований без предварительной подготовки недопустимо.

3. Каждый ребёнок должен участвовать в соревнованиях различного уровня не реже двух раз в месяц.

4. Календарь соревнований должен быть утвержден до 1 сентября текущего года, а положение о каждом соревновании в условиях детского дома доведено до сведения не позднее, чем за два месяца до его проведения. Сроки проведения внутри детского дома соревнований должны быть стабильными и устанавливаться с учетом сроков проведения городских соревнований. Каждое соревнование по массовым видам спорта должно проводиться в два этапа: первый – внутри детского дома массовые соревнования, второй - областные соревнования с участием команды среди детских домов

Инструкторско-судейская деятельность в работе спортивного клуба – это судейские семинары и судейское обеспечение соревнований детей-сирот клуба «Олимп».

На семинарах, проводимых членами клуба под руководством спортивного педагога, рассматриваются следующие вопросы:

- как составить положение о соревнованиях;

- как судить соревнования по упрощенным правилам;

- как заполнять протоколы соревнований и т.д.

Выводы. Таким образом, ребенок - сирота, включенный в активную деятельность спортивного клуба, осваивает не только спортивные навыки и умения, но и формирует спортивную культуру.

 

Результаты реализации программы

Повышение уровня образования в детском доме как следствие модер­низации системы российского образования в целом.

Качественные показатели:

  • Спортизация образовательного процесса как основа внутренней и внешней дисциплины, воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленных целей и решении повседневных задач.
  • положительная динамика показателей здоровья детей-сирот, занимающихся в спортивном клубе;
  • повышение уровня компетентности детей-сирот в области физической культуры и спорта;
  • повышение качества получения образования и социальной адаптации детей-сирот в социуме.

Количественные результаты:

  • увеличение количества детей, активно осваивающих ценности спорта;
  • повышение доступности активной здоровьеформирующей деятельности на уровне современных достижения педагогической науки и успехов практики образования;
  • стабильность состава занимающихся и посещаемости занятий по избранному виду спорта.

Таким образом, систематические занятия физической культурой и спортом, а также участие детей-сирот в соревнованиях способствовали выработке потребности организма в целенаправленной двигательной активности, выбора спортивного стиля жизни, что послужило повышением уровня личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот.

Введение

Предлагаемая нами разработка инновационной технологии спортизированного физического воспитания детей-сирот в условиях детского дома обусловлена пониманием необходимости оздо­ровления детей – сирот, их дальнейшей адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, а также недостаточно разработанными технологиями физического воспитания в условиях детского дома России, с другой стороны.

Технология спортизированного физического воспитания в условиях детского дома реализуется посредством деятельности спортивного клуба детского дома, способна выступать эффективным педагогическим средством повышения уровня личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот в новой педагогической системе.

Обобщение данных результативно-оценочного компонента предлагаемой модели позволит вывести общую оценку качества организации спортизированного физического воспитания в условиях детского дома.

Разработанная программа спортизированного физического воспитания на основе спортивного клуба «Олимп» является педагогическим инструментом совета, позволяющим эффективно повышать уровень личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома. Ввиду сказанного, мы рассматриваем детский дом в России с присущими ему разнообразными социальными отношениями и многопрофильными внешними связями как микросоциум, ответственный за передачу не только теоретического, но, главным образом, практического опыта.

 

Открытое занятие

На тему:

«Олимпийские игры. Начало»

Яковлева Н.В.,

воспитатель детского дома г. Азова,

высшая квалификационная категория.

Цель:

Сформировать представление о зарождении Олимпийских игр, их роль

в истории человечества.

Задачи:

1.формировать позитивное отношение к спорту и физической культуре на основе теоретических знаний об истории олимпийского движения;

2.развивать мышление, речь, память, воображение на основе вовлечения в подготовку и проведение занятий;

3.воспитывать культуру общения, потребность в физическом развитии и здоровом образе жизни.

Методы организации учебно-воспитательной деятельности:

- интерактивный,

- наглядно-иллюстративный,

- проблемный,

Частично-поисковый.

 

Оборудование:

- Мультимедийный проектор,

- экран,

- компьютер,

- музыкальный центр.

 

Планирование занятия:

Водная часть:

- выяснение знаний об Олимпийских играх (постановка проблемы, познавательная беседа).

Основная часть:

- эвристическая беседа с демонстрацией презентации об истории Олимпийских игр в Древней Греции.

Заключительная часть:

- подведение итогов.

План – конспект занятия.

Этап занятия

Содержание работы

Организация деятельности

время

I этап

Вводная часть занятия: (актуализация внимания)

- вводная беседа на выяснение знаний об Олимпийских играх, понимание терминов «Олимп», «Олимпийцы», «Олимпийские».

Методы:

- проблемный.

Приемы:

- познавательная беседа.

 

5 мин.

II этап

Основная часть занятия:

- история Олимпийского движения (демонстрация мультимедийной презентации, подготовленной старшими воспитанниками);

-правила проведения Олимпийских игр;

- особенности организации Олимпийских игр в Древней Греции (сообщения воспитанников с элементами опережающего обучения);

- закат Олимпийского движения (сообщения воспитанников с комментариями воспитателя).

Методы:

- интерактивный;

- наглядно-иллюстративный;

- частично-поисковый.

Приемы:

- эвристическая беседа с демонстрацией презентации об истории Олимпийских игр в Древней Греции.

 

25 мин.

III этап

Заключительная часть:

- подведение итогов услышанного;

- информация о возрождении Олимпийского движения.

 

Методы:

- интерактивный;

- частично-поисковый;

- словесный.

Приемы:

- совместный диалог;

- монологические высказывания.

5 мин.